Котоживопись: 10 художников прошлого, попавших под обаяние кошек. Часть 1 — классическая

8 февраля 2019

Академические живописцы и новаторы, иллюстраторы книг и графики, представители наивного искусства и авангарда — они такие разные, но объединяет их любовь к кошкам. Тема котоживописи неисчерпаема, и мы обязательно к ней еще вернемся.

Федерико Бароччи

Источник: Неизвестный источник

«Мадонна с младенцем и кошкой» итальянского мастера рубежа XVI и XVII столетий приходится на конец Возрождения, но не вписывается в ее каноны и вообще не вяжется с представлениями о кошках в эпоху Инквизиции. Вместе с охотой на ведьм в эти времена была объявлена и война кошкам, которая, кстати, была одной из причин частых эпидемий чумы: меньше кошек — больше крыс.

Однако в полотнах Бароччи на евангельские темы кошки — постоянные гостьи. Почему бы кошке не быть в хлеву, доме или яслях? Будем считать Бароччи первым зоозащитником в Европе: по его мнению, кошка — это символ дома, уюта и материнства. Мы полностью согласны с художником.

Источник: Неизвестный источник

Жан-Батист Перронно

Источник: Неизвестный источник

Французский портретист XVIII столетия писал в основном пастелью и считается одним из лучших мастеров в этой технике в мире. Одна из самых известных его картин — «Портрет девочки с кошкой», хранящийся в Национальной галерее в Лондоне, до сих пор вызывает споры искусствоведов: не имитация ли это? Что ж, если и так, то очень талантливая. Авторство остальных шедевров Перронно не оставляет сомнений.

Источник: Неизвестный источник

Эмиль Мунье и Жан Леон Базиль Перро

Эти художники-академисты, представители «сентиментального реализма» и мастера жанровых сцен — современники и друг друга, и французских импрессионистов, которым их стиль казался безнадежно устаревшим. Оба были прекрасными отцами: жена Э. Мунье скончалась через полтора месяца после рождения второго ребенка, после чего художник посвятил всего себя преподаванию живописи, творчеству и маленьким Анри и Мари-Луизе; у Перро было шестеро детей. А где дети — там и кошки. И котята!

Источник: Неизвестный источник
Источник: Неизвестный источник
Источник: Неизвестный источник

Джулиус Адам

Источник: Неизвестный источник

Германский живописец конца XIX-начала ХХ веков тоже писал счастливый мир детства, но именно кошачьего. Котята с мамой-кошкой или без — «милота» — в чистом виде!

Источник: Неизвестный источник

Генриетта Роннер-Книп

Источник: Неизвестный источник

Живи голландская художница-анималистка в наше время, она могла стать популярным зооблогером: у Роннер-Книп большой опыт общения с животными. Генриетта писала с натуры питомцев-членов королевских семей Европы — Габсбургов, Гоггенцоллернов, у нее самой жили несколько кошек и собак.

Художница доказала, что рисуя котиков, можно стать орденоносцем. За заслуги перед государством в 1901 она стала кавалером ордена Оранских-Ниссау — одной из главных королевских наград Нидерландов, а в 2006 году неизвестный покупатель на арт-торгах купил ее картину «Играющие котята» почти за полмиллиона долларов.

Источник: Неизвестный источник

Карл Калер

Источник: Неизвестный источник

Австрийский живописец конца позапрошлого века не был анималистом, что «не спасло» его от написания... самого большого в мире группового портрета 42 котеек. Его заказала миллионер Кейт Бёрдселл Джонсон из Америки, а название полотна «Любовники моей жены» якобы придумал ее муж — впрочем, не доживший до воплощения этого грандиозного замысла. В поместье супругов жили... 350 кошек, за которыми художнику пришлось наблюдать около трех лет: выяснилось, что писать котиков – задача непростая.

Луи-Эжен Ламберт

Источник: Неизвестный источник

Художника называли «кошачьим Рафаэлем». Ламберт при жизни был удостоен ордена — ни много, ни мало — Французского легиона (1874 г.). Основной период творчества ученика Эжена Делакруа и Поля Делароша приходится на середину и конец ХIХ века. Интересно, что сначала художник специализировался на изображениях птиц, но после того как его работа «Кошки и попугай» имела серьезный успех в 1857 году в Салоне в Париже, почти полностью переключился на кошачью тему. Почти — потому что писал и других животных, а еще проиллюстрировал басни Лафонтена.

Маргерит Жерар

Источник: Неизвестный источник

Художница конца ХVIII — первой половины XIX веков вдохновлялась жизнью средних классов и высшего общества, а питомцы часто в них присутствуют. В итоге Маргерит пришла к своей — и очень женской — теме: дом, уют, материнство. Многие критики упрекают ее в слащавости и плоскости сюжетов, но иногда именно этого и не хватает — просто жизни, самой обычной, но беззаботной и радостной. Одна из известнейших ее картин «Триумф кошечки» находится в ГМИИ им. Пушкина в Москве, но полюбуйтесь на «Обед кошки» — вот где триумф!

Источник: Неизвестный источник

Луис Уильям Уэйн

Источник: Неизвестный источник

Любителей котиков часто упрекают в том, что они очеловечивают питомцев. Посмотрите на антропоморфные портреты котиков Луиса Уильяма Уэйна — одного из представителей так называемой викторианской сказочной живописи, иллюстратора книг, графика и... одного из первых зоозащитников в мире. Рисуя похожих на людей животных, он надеялся «изжить ненависть к кошкам в Англии». Первый кот, вдохновивший Уэйна на «кошачью» тему, принадлежал его жене Эмили. Луис женился по огромной любви и против воли семьи. Когда Эмили заболела раком, чтобы подбодрить ее, он устраивал сценки с Питером и зарисовывал их: котик читает, носит очки... И «понеслось»: коты Уэйна курят, играют в покер, танцуют, ссорятся, выходят в свет... А еще, увы, его котики — классика учебников по психиатрии: в конце жизни у художника прогрессировала шизофрения, и по рисункам видно, как меняется его видение реальности.