Котоживопись: кошки глазами художников–авангардистов

1 апреля 2019

Перед кошками не могли устоять даже те художники, которые перевернули законы живописи. Представляем знаковые шедевры разных времен, персонажами которых являются животные.

Мари Кассатт (Мэри Стивенсон Кэссетт)

Источник: Неизвестный источник

Американо-французская художница-импрессионистка, мастер пастельной техники и борец за права женщин Мари Кассатт, конечно, не анималист. Животные на руках детей с ее картин — лишь способ больше рассказать о главном герое портрета. Но надо отдать должное: без кошек эти портреты просто не состоялись бы.

Пьер Огюст Ренуар

Источник: Неизвестный источник

Если бы Ренуар пригласил вас позировать для портрета, с большой долей вероятности у вас на коленях или рядом с вами оказалась бы кошка. «Их всего веселее писать», — эти слова мастера импрессионизма вспоминал его сын, кинорежиссер Жан Ренуар.

Такой далекий от классической живописи и реализма художник признавал: кошка на портрете придает человеку рядом чувственность, а восприятию зрителя — сентиментальность. Этот прием Ренуар и использовал. Так, свою любимую натурщицу (а в будущем — жену и мать его детей) Алин Шариго художник писал с кошками не однажды. Вот она вместе с кошкой смотрит куда-то вверх, вот — кормит грудью сына.

Источник: Неизвестный источник

Эдуард Мане

Источник: Неизвестный источник

Если бы вы оказались в Париже в 1863 году, мимо вас не прошел бы скандал вокруг картины Мане «Олимпия». Общественность и коллег Мане возмутил факт преемственности сюжета полотна у великих Джорджоне и Тициана (сравните со «Спящей Венерой» и «Венерой Урбинской»), и изображением на роскошном ложе не богини, а современной жрицы любви. Мане назвали пошляком и извращенцем: его карьера едва не закончилась.

На картине «Олимпия» помимо женщины изображены еще два персонажа: чернокожая служанка и черная кошка. Последняя, не сразу заметна глазу. Питомец, кажется, сладко потягивается в ногах хозяйки, или готовится к нападению на ее недоброжелателей.

Черная кошка появится и на портрете мадам Мане, но там она мирно лежит на коленях исполненной достоинства матроны. Две женщины, две кошки — два полюса.

Пьер Боннар

Источник: Неизвестный источник

Отдохнуть от скандалов можно с помощью умиротворяющих картин юриста по образованию и крупнейшего художника постимпрессиониста Пьера Боннара, который также известен как мастер гравюры, скульптор, иллюстратор книг.

Обычная жизнь на полотнах художника слегка идеализирована, но его можно понять: в отличие от большинства коллег по ремеслу он прожил счастливую жизнь с любимой женой и музой Марией в родной Франции, где так прекрасны сады, природа и...котики. Правда, есть мнение, что Боннар немного по-своему видел кошек. Чтобы это оценить, на картинах художника их надо еще отыскать, часто они «прячутся».

Пабло Пикассо

Источник: Неизвестный источник

Будь жив Пикассо, ему вряд ли бы пришлась по душе идея домашнего содержания кошек. Художник считал, что эти животные особенно прекрасны на воле.

У Пикассо особый «угол зрения»: он выхватывает только то, что вдохновляет, будоражит, манит. Пикассо написал целую «кошачью серию» картин на темы дикости, свободы и необузданности кошек. Как говорится, нервных просим отвернуться.

Источник: Неизвестный источник

Кисти Пикассо принадлежит и портрет «Дора Маар с кошкой» — самой дорогой в истории картины с кошкой, проданной на аукционе Sotheby’s за $95 216 000 неизвестному покупателю.

Отношения Пикассо с фотографом Дорой Маар длились 9 лет. В 1941 году он пишет ее портрет в стиле синтетического кубизма. Непосвященных в историю их любви-ненависти картина шокирует: портрет двуликой женщины, сотканной из углов, ломаных линий и пятен, с руками, похожими на когтистые хищные лапы. У плеча главной героини — силуэт черного котенка. Когда-то поэт Поль Элюар, тоже влюбленный в Дору, сказал: «Пабло сумеет укротить эту дикую кошку», но ошибся. Кстати, кошка часто появлялась на самых известных фотографиях и самой Доры — например, на «Портрете Леонор Фини».

Пауль Клее

Источник: Неизвестный источник

В 1937 году в Германии, на родине художника-экспрессиониста, нацисты провели выставку «дегенеративного искусства», где показали 17 работ Клее. Наряду с другими картинами авангардистов нацистская пропаганда отнесла их к антиклассическим, то есть признала опасным искусством. Пауль Клее рано покинул Германию и всю жизнь прожил в Швейцарии. Одна из самых знаменитых работ художника — «Кошка и птица», написанная в 1928 году,— находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А где же птица? Смотрите внимательно.

Энди Уорхол

Источник: Неизвестный источник

Если бы вы оказались дома у основоположника коммерческого поп-арта (а это удавалось немногим, профессиональный «тусовщик» в жизни был очень закрытым), то обнаружили бы там... 25 сиамских котов. А может, 16. Впрочем, сколько их в точности, Энди не знал, — просто периодически покупал новых. Питомцев художник называл одним именем: Сэм. Их изображения вошли в его альбом 1954 года «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка», и котов там как раз 16 (не спрашивайте). Надписи имен кошек сделала мама Энди — Джулия. Интересно, что несмотря на то, что дом художника был полон зверей, Энди рисовал кошек с фотографий (считается, что основой стали снимки фотографа кошек Уолтера Чандоха из Нью-Йорка).

Источник: Неизвестный источник