Зачем это нужно?
Прививать ребенку ответственное отношение к братьям нашим меньшим необходимо с самого детства. Если малыш случайно сделает больно кошке и она взвизгнет, с определенного возраста и при накопленном опыте он сможет пожалеть ее — это проявление сочувствия. Если впредь он будет внимательнее и постарается не причинять боль живому существу, то возникнет уже более сложная связь — проявление ответственности.
Дети — поколение, у которого есть возможность быть «лучше чем мы» и иначе относиться к проблемам животных и экологии. Если с детства обсуждать с ребенком темы, касающиеся отношения к бездомным животным, можно вырастить не только хорошего человека, но и частично поспособствовать решению проблемы брошенных кошек и собак в будущем.
Прививание ответственности важно сочетать с реальными возможностями — ответственности нужно обучаться. Исходя из возраста ребенка и его личной готовности воспринимать определенную информацию надо разбирать важные темы:
- причины, по которым животные становятся бездомными. В первую очередь это нежелание учитывать психологические и физиологические особенности питомца и решать его проблемы, нецивилизованное отношение к стерилизации животных и т.п.;
- посильная помощь, то есть «что я могу сделать, чтобы животные не страдали», «как я могу помочь в конкретной ситуации» и т.п.;
- неправильная или неэффективная помощь животным (например, приманить едой к дому и бросить);
- забота о здоровье питомцев (прививки и т.п.);
- сохранение собственного здоровья при контактах с животными (правила безопасности);
- деятельность фондов и приютов для животных (не в общем и целом, а на конкретных примерах).
Где ребенок учится ответственности?
Без сомнения: первые «уроки» ребенок проживает в семье. Дети все повторяют за взрослыми, поэтому родительский пример ответственного отношения (причем не только к животным) важен. Указания типа «выведи собаку, ты же просил ее купить» или «почисти лоток, ты же сам притащил котенка» неэффективны, если ребенок каждый день становится свидетелем увиливания родителей от их ответственности. Важно помнить, что дети отлично сопоставляют и систематизируют факты: в этой системе нежелание убрать за питомцем ничем не отличается от нежелания идти на родительское собрание, мыть посуду или выносить ведро. Только работая над собой и своими зонами ответственности, можно подавать правильный пример.
Неправильно изолировать детей от кошек и собак из страха, что малыш начнет просить завести своего питомца. Общение с животными — важная часть развития ребенка. Если в семье нет домашнего животного и нет возможности его завести, посещайте с ребенком приюты открытого типа, центры реабилитации питомцев или благотворительные и образовательные мероприятия, в которых участвуют животные. Полезным будет взять животное из приюта под опеку и приезжать к нему в гости или оформить ежемесячное пожертвование для котиков или собачек и объяснить ребенку, что ваша помощь обеспечит кормом одно животное на столько-то дней или же что на нее можно купить лекарство и т.д.
В школе тоже учат доброте...
Основы воспитания ответственного отношения к животным необходимо заложить в детей как можно раньше — еще в начальных классах. Сегодня в школах уже можно найти программы, которые учат заботе о питомцах. Например, в 2017 году в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке бренда PURINA® была разработана школьная образовательная программа «Мы — твои друзья». Программа направлена на формирование ответственного отношения к домашним животным у детей в возрасте 8–11 лет. Уроки по этой программе проводятся в рамках секций дополнительного образования и классных часов в школах. Курс рассчитан на 36 часов. Во время уроков дети узнают, как правильно ухаживать за четвероногими друзьями, учатся лучше понимать их особенности и потребности.
Программа «Мы — твои друзья» успешно реализуется в российских школах, а обучение по ней уже прошли 372 000 детей в 27 регионах России. Материалы (рабочие тетради, методическое пособие, обучающие видео и презентации) доступны на сайте, ими могут пользоваться не только учителя, но и дети с родителями. В новом 2020–2021 учебном году в программе «Мы — твои друзья» будут участвовать 250 000 ребят из 30 регионов России.
А какие программы еще существуют?
Не только такой крупный бренд, как PURINA®, занимается просвещением детей.
У Международного благотворительного фонда помощи животным «Дарящие надежду» действует программа «Уроки Доброты». Она призвана «привить подрастающему поколению гуманное и ответственное отношение к «братьям нашим меньшим». Фонд разработал полноценную школьную программу для детей от 5 до 12 лет, где рассказывают о том, как заботиться о домашних питомцах, откуда берутся бездомные кошки и собаки и как правильно им помогать. На сегодняшний день проведено уже 347 уроков.
Образовательный проект для школ, детских домов и интернатов также есть у благотворительного фонда «Котодетки». Волонтеры посещают средние образовательные школы, лицеи, колледжи, детские дома и школы-интернаты для особенных детей и рассказывают о том, почему необходимо помогать животным.
Похожие проекты есть у фондов помощи бездомным животным «Рэй» и «Ника», центра реабилитации временно бездомных животных «Юна» и многих других организаций.
Чем больше таких программ и «уроков доброты», тем больше детей научатся ответственному отношению к животным и, возможно, станут прекрасными хозяевами своих питомцев.