Что значит жить с собакой-поводырем. Личный опыт

7 декабря 2023

По неофициальной статистике, в России живет более миллиона незрячих и слабовидящих людей. И лишь у немногих есть собака-поводырь — друг, опора и помощник в бытовых вопросах. Питомцы Mail.ru решили узнать, каково это — жить с хвостатым помощником. О радостях и сложностях слабовидящих людей и их поводырей нам рассказала Анастасия Блинова, хозяйка лабрадора Дарли. 

Жизнь до Дарли

Источник: личный архив

Мое детство прошло в Воронеже, где я жила с родителями, училась в спецшколе по зрению. Когда пришло время выбирать профессию и университет, я решила, что хочу переехать в Краснодар. Во-первых, родители мечтали перебраться южнее, во-вторых, в Воронеже был крайне ограничен выбор вузов с юридическим факультетом — всего два на весь город.

Поступить на бюджет практически нереально, а стоимость — довольно высокая. В Краснодаре высшее образование более доступно. Я сдала экзамены и поступила в один из местных институтов. Так началась моя новая, взрослая жизнь. 

Первый месяц учебы мама была со мной, помогала освоиться. После отъезда мамы стала больше помогать сестра, которая к тому времени уже какое-то время жила и училась в Краснодаре, приходилось просить о помощи однокурсников. 

Я чувствовала себя очень зависимой, крайне зависимой.

Чтобы меня окружали люди, которые готовы мне помочь, мне приходилось заводить друзей, дружить даже с теми, с кем мне не хотелось близкого общения. И это, конечно, действовало угнетающе. Приходилось подстраиваться под людей и иногда даже мириться с теми вещами, которые мне неприятны. Только ради того, чтобы был рядом тот, кто доведет меня до дома, когда сестра не может. 

С тростью я не ходила: боялась и имела совсем небольшой опыт. Да и люди нередко реагировали странно: кто-то отпускал жалостливые комментарии (чего мне слышать совсем не хотелось), кто-то без спроса хватал за руку: «Давайте помогу». Не самое приятное ощущение, честно говоря. 

Идея под Новый год

Источник: личный архив

На втором курсе я приехала в Воронеж на Новый год. У нас многодетная семья, но так получалось, что в тот раз я часто оставалась одна, а мне хотелось куда-то сходить развлечься. Я бы даже рада была в магазин сходить, но не могла. 

В тот момент я окончательно поняла, что надо с этим что-то делать. Так жить невозможно.

Я поделилась своими мыслями с мамой — может быть, мне купить какую-то коляску и катить ее перед собой — чтобы это не выглядело как трость и люди меня не жалели. Я помню, мы даже ходили в детские магазины, смотрели какие бывают. А потом мама вдруг сказала: «Почему бы тебе не завести собаку-поводыря?» Сначала я ответила отрицательно, потому что не знала, как это выглядит, получится ли у меня… но мама мне объяснила, как все устроено — и мы заполнили анкету на сайте Учебно-кинологического центра «Собаки-помощники».

Сотрудники центра связались со мной, у нас был разговор по телефону — что-то вроде собеседования. И после меня включили в список ожидания. 

Источник: личный архив
Ждать Дарли мне пришлось около года.

Кто такие лабрадоры, в чем их особенности — я совсем не знала. Я понимала, что есть собаки разных пород, разного размера, с разной шерстью, но что за порода лабрадор — я понятия не имела. И не знала, что они настолько дружелюбны ко всем без исключения людям. Даже казалось, что Дарли меня никак вообще не выделяет среди других, что она любит всех — и я лишь «одна из», а не любимый друг. 

У Дарли другая задача — быть партнером, опорой, поддержкой — помогать мне жить свободно.

Долгожданный звонок

Когда мне позвонили и сказали, что можно приезжать и знакомиться с собакой, я ничего особенного не почувствовала. Не было такого: «Вот сейчас моя жизнь изменилась!» Наверное, потому, что в голове сразу возник миллион вопросов: «А что если она меня не будет слушаться?», «Как мне с ней учить маршруты?», «Смогу ли я ходить с ней куда захочу или только по тем местам, которые она знает?» и так далее.  

Встреча

Я приехала в Центр — пройти обучение вместе с Дарли. Хотя, скорее, мне больше нужно было учиться, чем ей. Она свои экзамены уже сдала до встречи со мной. 

Источник: личный архив

Во время первой встречи я пыталась словить вот эту эмоцию, про которую говорили все: «Мой мир перевернулся», «Это такое счастье» — но почему-то у меня этого было. Поскольку у меня вообще не было собак, для меня было так в новинку, в целом, поконтактировать собакой. Я делала все так полунасторожено, полуаккуратно, не зная даже, что собаке говорить и как с ней взаимодействовать. 

Интенсивные лекции, семинары, практика помогли мне стать немного более уверенной в своих действиях с Дарли, понять что и как нужно делать, как закреплять маршруты. После тренировок — мы отправились домой. 

Новая жизнь

Во время поездки я очень волновалась, что Дарли от меня убежит, не будет слушаться, а еще я еще очень боялась, что ее украдут. 

Она же такая добрая, настолько открыта этому миру, каждому — и совершенно не умеет отличать плохих людей от хороших, рада всем.
Источник: личный архив

Я все пыталась показать ей, что я хозяйка — много команд различных давала, иногда совсем зря. Но я это списываю на стресс, ведь теперь мне придется делать все самой, ответственность большая. 

Первый маршрут, который мы изучили — в ближайший магазинчик. Сначала мне помогала сестра, потом подключились одногруппницы. Обучать ее каждый день не получалось, ведь у моих помощников были свои дела-заботы. Я очень боялась, что Дарли забудет маршрут. Но она сообразительная и быстро поняла, что от нее требуется. 

Я помню первый раз, как я пошла с Дарли уже самостоятельно, без однокурсниц и без сестры. Я подгадала день, когда сестры точно не будет дома, чтобы за мной никто не наблюдал. Честно говоря, я боялась. Но в процессе маршрута страх ушел, я поняла, что мы идем, как и с однокурсницами, все нормально. 

Дарли спокойна — успокоилась и я.

Жизнь с собакой поводырем: ожидания vs реальность

Источник: личный архив

Я не сразу начала ходить с собакой в институт: сотрудники не понимали, что делать и стоит ли пускать Дарли в вуз. 

В итоге они решили, что построят вольер и я буду оставлять Дарли там, а сотрудник по инклюзивному образованию будет встречать меня и провожать на пары. Но так я все равно впадала в зависимость от другого человека. А мне хотелось самостоятельности и категорически не нравился, прямо скажем, странный подход института к моему вопросу. Да и Дарли было некомфортно в вольере. К ней бесконтрольно заходили сотрудники — гладили, играли, даже игрушки приносили и чем-то кормили. 

Ближе к лету стало жарко — и оставлять собаку под палящим солнцем было издевательством. В итоге я отказалась от этой идеи. Поначалу сотрудники ВУЗа восприняли это очень плохо: мол и так вольер построили моей собаке, а мне и это не понравилось. После долгих переговоров с деканом и сбора документов — мне разрешили приходить на лекции с Дарли. Вот тогда я действительно почувствовала, что значит быть по-настоящему свободным человеком. 

Источник: личный архив
Я просто не перестаю восхищаться тем, как она практически сразу же и очень круто стала меня понимать.

Я все время рассказываю такую историю. В самом начале, как только я привезла Дарли в Краснодар, мы гуляли во дворах. У меня еще был не очень хорошо развит навык ориентирования в пространстве, но мне хотелось прогуляться по незнакомой дороге, да и выгулять Дарли как обычную собаку — чтобы она и новые запахи почуяла и как-то разнообразить наши прогулки… и мы заблудились. 

Я подозвала ее к себе, взяла на короткий поводок и скомандовала «домой». Она меня привела точно к подъезду! При этом маршрут был для нас обеих новый. Я даже сначала не узнала свой подъезд и думала, что Дарли ошиблась. Командую «домой» — она снова приводит меня к этому же подъезду. Потом она поняла, что это бесполезно, и вывела меня на дорогу, которую я хорошо помнила — и привела меня к дому маршрутом, который был мне знаком.  

Путешествия

Источник: личный архив

Вместе с Дарли мы исследовали Грузию, Армению, Сербию, были в Боснии и Герцеговине, Черногории, Израиле… даже в Африке побывали. На новую обстановку Дарли реагирует абсолютно спокойно. Она уже к этому, видимо, привыкла. Но больше она радуется, как мне кажется, когда мы возвращаемся домой. Она прямо вприпрыжку бежит к подъезду. 

В плане перелетов, к сожалению, все не так легко. Здесь все время говорят, что нужно предупреждать не позднее, чем за два дня до вылета. Бывает, предупредить авиакомпанию фактически просто нереально. Пишешь на почту — они не отвечают. Звонишь — не отвечают. Приезжаешь в аэропорт — их и там нет. А на регистрации спрашивают: «Почему вы не предупредили?». Но в остальном проблем нет.

«Моя жизнь изменилась полностью» 

Прощай зависимость, прощайте сложные схемы, о которых я рассказывала. Я ощущаю себя вообще полностью независимым человеком, стала более уверенной в себе, более счастливой… Сейчас я не представляю как бы я жила без Дарли. 

Она не просто партнер, не просто любимая собака — это часть меня.