Быть волонтером: 4 честных монолога ко Дню защиты животных

3 октября 2020

«С тех пор как я стала добровольно помогать в одном из московских приютов, меня постоянно спрашивают, сколько мне за это платят, — рассказывает Ирина Наместникова, волонтер приюта «Зоорассвет». — И следующий вопрос: «Зачем тебе это надо?!» Питомцы Mail.ru приводят монологи тех, кто спасает, лечит и пристраивает, чтобы посмотреть на их работу под разными углами и помочь понять, зачем и каково это — быть волонтером.

Ирина Наместникова, волонтер приюта «Зоорассвет», Москва

Можно рассказать много негативного — и как люди звонят и без пояснений требуют адрес приюта (дать адрес — почти стопроцентная гарантия, что через полчаса под дверью будет коробка со щенками или котятами), или как ночью в лютый мороз у ворот оставляют двух голых сфинксов в переноске и только чуткий слух сторожа, уловивший стук дверцы и звук отъезжающей машины, спасает две жизни. Но на самом деле деятельность волонтера позволяет соприкоснуться не только с бедами брошенных животных и тяжелым трудом.

Источник: Личный архив Ирины Наместниковой

У нас муниципальный приют, в нем проводятся экскурсии для старших школьников и студентов. Радостно видеть, что дети интересуются не только положением здесь кошек и собак, но и очень восприимчивы к информации об ответственном отношении к животным: как ухаживать, как обучать, как кормить, какие есть распространенные заблуждения о кошках и собаках. Мы обязательно рассказываем о том, почему животных нужно стерилизовать: что это не вредно и предотвращает не только появление нежелательного потомства, но и многие болезни, что это избавляет животное от мучений. Что у кошек при течке бывают судороги, и они испытывают боль.

Когда подросток говорит, что объяснит это маме — она просто не знает, и поэтому кошка дома кричит каждый месяц и писает на кровать, — чувствуешь надежду.

Когда сотрудники одного ателье несколько недель остаются на час после работы и совершенно безвозмездно шьют для приюта несколько десятков теплых и красивых лежанок, когда дети и родители после экскурсии организуют в своей школе или колледже закупку корма для приюта, когда некоторые гости возвращаются к нам за питомцем или чтобы помочь и стать волонтером... веришь, что все не зря.

Наталья Тарасова, частная передержка «Котоферма "Тараскино"», Могилёв

Источник: Страница в Faceboook «Котоферма "Тараскино"»

Иногда бывший подопечный возвращается после пристройства, и причин для этого сколько угодно — не сошлись характерами, стресс у питомца и неготовность хозяев дать ему время на адаптацию, неподходящие или изменившиеся условия, аллергия и т.п. И тогда тебе обязательно говорят: это судьба, оставь себе, это же твой котик.

Но неудачный опыт — это то, что происходит время от времени со всеми. Да, мне тоже жалко. Да, стресс — у кота, у меня, у всех причастных. Но на передержке он не получит того внимания и той любви, которых достоин. У меня живут два моих кота плюс трое, которых по различным причинам невозможно отдать никогда, и еще двое, на которых нет запросов уже два года.

При этом есть постоянный приток котят — люди не стерилизуют своих животных и выбрасывают их потомство.

И очень часто кот, которого вернули (или я сама забрала, такое тоже бывало) вовсе не самодостаточен, а нуждается в любви и способен ее дарить. И мне хочется для него лучшей участи, чем быть седьмым, восьмым, девятым на передержке. И если вдруг случится важный звонок, будем пробовать. В моей практике есть случай, когда кота Василия возвращали трижды. Я рискнула — и с четвертой попытки не пожалела.

Источник: Сообщество Facebook «Котоферма "Тараскино"»

Котенок был буквально вытянут из подвала... и с того света — жажда жизни у него поразительная. Любвеобилен, болтлив и совершенно прекрасен. Воспитывал котят, я все время находила его в обществе самых маленьких, особенно он помогал мне с дикарятами, никогда не задирал собратьев. Спал у меня на шее, обнимая лапами (а мои коты ютились где-то внизу). Когда приходили гости, Вася был гвоздем программы. Всех любил, всем что-то рассказывал, ко всем просился на руки, ломился в закрытые двери и орал: «Люди, люди пришли, дайте мне на них посмотреть!» Оказавшись в обществе, обтирал ноги пришедших и орал: «Выбери меня, выбери меня...» (дальше вы помните). Кстати, спрос на Василия был.

Первый раз его вернули на следующий день: он запрыгнул на стол, а «невоспитанный кот нам не нужен». Второй раз Василий в новом доме не ел и кричал, а на третий день сотворил инсталляцию в ботинке, что не способствовало укреплению межличностных контактов. Третий вариант казался мне идеальным — семья с тремя детьми (я искала возможность удовлетворить Васино желание общаться). И в первую же ночь Василий обошел всех, належал и намурчал, никому не дал спать — к такому оказались не готовы. Я решила, что не буду больше мучить кота и оставлю себе, хотя и меня он утомлял говорливостью...

Источник: Сообщество Facebook «Котоферма "Тараскино"»

Но внезапно его захотела взять одна женщина: только развелась с мужем, трое детей-подростков. Я рассказала ей про наши мытарства, назначила испытательный срок — и Вася уехал. Новости были, как с фронта: Вася качался на шторах, Вася скинул цветок и не раскаивается, Вася постоянно болтает...

Через неделю я позвонила, чтобы узнать, когда удобно забрать кота, и мне твердо сказали: это наш кот, никому не отдадим! Сейчас у Василия прибавилось забот: его хозяйка вышла замуж и родила малыша: наконец пригодился талант воспитателя и сказочника...

«Жить негде, я живу у кошек, а не они у меня» — есть такое. Но это наше решение. Поэтому жаловаться — нет. Только свои поймут — те, кто занимается этим.

Анна Баховская, волонтер команды помощи овчаркам, Москва

Если честно, я не считаю себя волонтером — есть люди, уделяющие помощи животным гораздо больше времени. Если посчитать, сколько его уходит на волонтерство лично у меня, получится в среднем двое полных суток в неделю. Это разная работа: иногда нужно сидеть на телефоне и часами обзванивать передержки. Иногда — ехать забирать нуждающееся в помощи животное, везти в клинику, вникать во все нюансы лечения. Иногда закупать корм или средства для обработки от паразитов. Иногда разговаривать с потенциальными хозяевами. Иногда контактировать с ближайшей к моему дому вольерной передержкой — там живут несколько десятков спасенных нами животных. Иногда координировать, помогать руками или машиной, пиарить, связываться с заводчиками, если у собаки клеймо или чип, помогать искать старых хозяев.

Источник: Личная страница Анны Баховской в Facebook

В команде все делают всё: кто что может на данный момент. При этом у каждого есть не только семья, работа, но и свои питомцы. У меня живут овчарка и пятеро кошек — у каждого своя, чаще всего невеселая, история. Мою последнюю кошку я нашла в переноске прямо у дверей своей квартиры с запиской: «Кошка Пуля, 7 месяцев, попала в сложные жизненные обстоятельства». Но я не жалею ни о чем.

Я начала помогать команде в тяжелый период жизни, после смерти мамы, будучи опустошенной и растерянной. Это дало и силы, и энергию, и новые смыслы: когда больное истощенное несчастное ненужное животное преображается и находит дом — это чудо, к которому мы все причастны.

Елена Масько, волонтер приюта на ул. Зорге, Москва

К любому волонтеру обращаются по несколько раз в месяц с примерно таким вопросом: «Дочь знакомых увидела на остановке бездомыша, вы же можете к себе забрать? Нет? А кто может, дайте телефон?» Приходится снова и снова говорить, что волонтеры приютов или фондов, помогающие безнадзорным животным, не обладают сверхвозможностями и гиперсредствами. И вы можете стать волонтером — хотя бы разово. Что может сделать человек, которого беспокоит судьба собаки или кошки? Выйти на контакт с животным, найти передержку и ловца. По дороге на передержку отвезти животное в ветклинику. На все перечисленное нужны средства — они волонтерские, то есть ваши. И потом пристраиваете: фото, пиар. Только очереди нет и никаких гарантий на успех тоже. И вы как пони бежите по кругу. Всё, вы — волонтер!

Источник: Личный архив Елены Масько

Вам никто не скажет спасибо, скорее вы услышите массу негатива, начиная от советов помогать не животным, а людям, хотя абсолютное множество волонтеров в сфере защиты животных активно работают и в других областях благотворительности, развивают программы собак-терапевтов и поводырей, собирают вещи и средства для больных и т.п. При этом у каждого есть своя работа (и часто не одна), семья и нередко хобби, весь доход от которого волонтер отдает на нужды приюта (если вам нужны авторские сладости — обращайтесь!).

Волонтеры вовсе не бездушные, им действительно некуда забрать десяток котят с парковки: передержек крайне мало, приюты переполнены, содержание в клинике стоит очень дорого.

Пожалуйста, старайтесь причинять добро своими руками. Наши порой отнимаются.

Но если вы выходите на контакт с волонтером или опытным куратором и просите вас проконсультировать: в какую клинику лучше обратиться, где искать передержку, на что обратить внимание при ее выборе, как пиарить — вам не откажут, потому что волонтеры помогают друг другу.