Существуют живородящие змеи
Развитие яиц и вылупление детенышей происходит у таких змей в утробе матери. Живорождение свойственно американским подвязочным ужам, обыкновенным гадюкам, мадагаскарским удавам, многим морским змеям, которым просто негде откладывать яйца. Биологи считают, что такой способ репродукции является адаптивным преимуществом для освоивших его видов, потому что яйца внутри тела матери постоянно находятся под надежной защитой, а найти хорошее безопасное место для кладки непросто.
Осенью 2024 года Новосибирский зоопарк сообщил о том, что у содержащихся там мадагаскарских удавов родилось потомство — что редкость для террариумов, так как для рождения маленьких удавчиков нужны максимально комфортные условия, приближенные к природным.
«Мадагаскарские удавы относятся к живородящим видам. Обычно рождается от 3 до 8 малышей. Они не нуждаются в материнской заботе и с первого дня жизни полностью самостоятельны. Наша тройня родилась 4 сентября. Детенышей сразу отселили от самки. Кормят их животными кормами», — рассказали в зоопарке.
Большинство змей не заботятся о потомстве, но некоторые — да
Например, питоны — одни из немногих змей, которые заботятся о потомстве, причем до его рождения. Когда самка питона откладывает яйца, она сворачивается вокруг них кольцами, не только охраняя кладку, но и согревая ее с помощью мышечных сокращений. Более того, свив гнездо из своего тела, самка тигрового питона может пролежать в таком положении два месяца до появления детенышей на свет. Она же мать!
Змее не обязательно видеть жертву
У многих змей есть «встроенный тепловизор», с помощью которого они безошибочно определяют направление, в котором находится потенциальная добыча. Так, на голове того же тигрового питона есть термочувствительные ямки, помогающие обнаружить жертву по температуре ее тела.
Ядовитые змеи бессильны против одного животного…
И это — медоед. Он может безопасно для себя поедать даже ядовитых змей. Если змея успела укусить его, то медоед может всего лишь почувствовать себя плохо буквально на пару часов. Спустя это время, медоед полностью приходит в себя, доедает змею и идет дальше. А вот мангусты, вопреки мифам об отсутствии у них чувствительности к яду змей, нередко погибают в схватке с этими пресмыкающимися.
Змеи — те еще приспособленцы!
У змей эволюционно выработалась мимикрия — их «немаркие расцветочки» позволяют им оставаться незаметными на земле, в траве, на деревьях. Но и это еще не все: некоторые неядовитые змеи копируют окрасы ядовитых и ложатся в демонстрационные позы, в которых окраска видна наилучшим образом, благодаря чему хищники путают их с ядовитыми змеями — и опасаются нападать. Так, мимикрия помогает выживать некоторым африканским яичными змеям из семейства ужиных, которые успешно притворяются африканскими ковровыми гадюками. Серпентолог отличит, а хищник может и не заметить.
У змей нет ушей, но они слышат
На самом деле, у змей нет среднего и наружного уха, но есть внутреннее — и косточка среднего уха, соединяющая внутреннее ухо с челюстью. Это и позволяет змеям улавливать вибрации, поэтому эти пресмыкающиеся неплохо «слышат» перемещения объектов по земле — и практически не слышат звуков перемещения по воздуху.
Змеиному слуху доступен только узкий диапазон частот — низкие частоты. Для сравнения: слух королевских питонов ограничен частотами от 80 до 160 Герц, тогда как диапазон частот человеческого слуха в норме намного шире: от 20 Гц до 20 000 Гц.
Змеи не общаются при помощи вокализации
Что с таким плохим слухом неудивительно. Плохие новости: парселтанга не существует!