Ветеринарное страхование существовало и раньше, но в основном страховали жизнь и здоровье животных, представляющих материальную ценность – породистых, племенных, титулованных и т.п. Программ, доступных для обычных домашних любимцев независимо от породы и статуса, не было. Теперь владелец может оформить кошке или собаке страховой полис, подобный полису ДМС (добровольного медицинского страхования) для людей.
Является ли ветстрахование аналогом человеческого ДМС?
В какой-то степени да, так как и в ДМС, в ВСЖ (ветеринарное страхование животных) используется телемедицина (удаленное консультирование), более того, в страховании животных это одна из важнейших составляющих: ведь каждое посещение клиники для питомца – стресс, и не всегда оно необходимо, а тут врачи всегда на связи.
«По полису ветстрахования возможно получение заочных (через чат, аудио и видеозвонки) консультаций ветеринарных врачей. Есть и очный прием, исследования, манипуляции в поликлинике, стоматологическое лечение, стационарная помощь. В страховое покрытие входит и эвтаназия по медицинским показаниям. Кроме этого, существует самостоятельная страховая программа, предусматривающая только заочные консультации ветеринарных врачей», — рассказывает И. Корецкая.
Питомец едет в путешествие. Страховка действует?
Пока у наших страховых компаний нет программ, подобных тем, что разработаны для выезжающих за рубеж туристов. Но если питомец не покинул пределы России, владельцу могут быть доступны заочные консультации.
«При выезде за пределы домашнего региона (пока это только Москва, но планируется расширение географии на крупные города РФ) можно воспользоваться заочными консультациями ветеринарных врачей, они доступны на всей территории России», – говорит И. Корецкая
Застраховать можно любую кошку и собаку?
Обычно страховые компании не страхуют больных (если в ветпаспорте есть данные о серьезном заболевании), пожилых (например, старше десяти, а иногда и восьми лет) и детенышей младше трех месяцев, потому что они не привиты: слишком высок риск инфекций и пониженного иммунитета. Для беременных кошек и собак есть специальные страховые программы.
«Для оформления полиса для кошки или собаки по базовой программе необходим ветеринарный паспорт с отметкой о прививке от бешенства в течение последних 12 месяцев. Кроме этого, потребуется заполнить небольшую анкету, в которой будут указаны вид животного, порода, рост, вес, возраст, кличка, окрас, особые приметы, наличие чипа, выбранные программы страхования», – отмечает И.Корецкая.
Это дорого? А выгодно?
В среднем годовой полис обойдется владельцу в районе 7500-9000 рублей в зависимости от компании, программы, опций. Для чипированных животных полис обычно стоит дешевле. Страховка не избавит от необходимости делать прививки – это плановые манипуляции, а не страховой случай, как и стерилизация. Кроме того, многие болезни и состояния не покрываются страховкой – в основном, онкологические и серьезные инфекционные заболевания, большинство из которых успешно предотвращаются вакцинацией. Если потребуется лечить подобные инфекции, делать это придется за свой счет. Из плюсов – это дисциплинирует хозяев и заставляет помнить о графике ревакцинаций от опасных инфекций.
«Безусловно, есть заболевания/состояния, не являющиеся страховым случаем. К ним относятся особо опасные болезни животных, вирусы иммунодефицита, иммунодефицитные состояния и заболевания; алкоголизм, наркомания (наркологические заболевания), токсикомания, а также заразные болезни животных; туляремия, столбняк, оспа, вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими (в том числе трансмиссивные заболевания, вызванные укусом кровососущего клеща, если программой не предусмотрено иное). Вирусные геморрагические лихорадки; вирусный лейкоз (лейкемия), инфекционный перитонит, парвовирусный энтерит; калицивироз, токсоплазмоз; злокачественные новообразования, гемобластозы; церебральный паралич, энцефалиты, миелиты, энцефаломиелиты; системные аутоиммунные заболевания; заболевания, сопровождающиеся хронической почечной или печеночной недостаточностью; острые и хронические гепатиты; психические расстройства и расстройства поведения; глухота, слепота; генетические, врожденные и наследственные заболевания и аномалии, а также заболевания и травмы, связанные с породной предрасположенностью животного; любые травмы, а также другие состояния/заболевания, возникшие в результате несчастного случая (есть отдельная программа по лечению травм)», – предупреждает И.Корецкая.
Перед покупкой полиса ветстрахования (и любого другого) нужно очень внимательно прочитать список того, что является и что не является страховым случаем, и уточнить в компании, нет ли специального страхового продукта, которые покрывал бы лечение определенных болезней. Например, бывают отдельные программы для лечения заболеваний, передающихся через укус клеща.
Как происходят обращение к врачу и помощь питомцу при наступлении страхового случая?
«Владелец питомца обращается по специально выделенному номеру телефона либо через мобильное приложение, беседует с ветеринарным врачом, который в зависимости от ситуации принимает решение: ограничиться удаленной консультацией или организовать очную. Во втором случае владельцу животного сообщают, когда и куда необходимо подъехать (предварительно согласовав месторасположение клиники), – объясняет И.Корецкая.
Возможность обращения к ветеринарному врачу по телефону или через мобильное приложение появляется у владельца застрахованного питомца с первого дня действия полиса, а возможность получать очные консультации, манипуляции и лечение, предусмотренные базовой программой – по истечении 14 календарных дней от даты начала периода страхования.
При невозможности посетить ветеринарную клинику в связи с тяжелым состоянием застрахованного животного или страхователя ветеринарный врач приедет на дом. Для этого в программу должна быть включена дополнительная опция вызов врача на дом (приобретается по желанию, действует в двух вариантах – в пределах МКАД и 10 км от МКАД)».
Есть ли еще какие-то опции, за которые надо платить отдельно?
Как правило, по желанию можно включить в страховку лечение повреждений в результате травмы (в том числе ожога, обморожения), если она получена в результате несчастного случая в период действия договора страхования, в том числе стоматологическую помощь при травме зуба, а также программу по сопровождению беременности кошки и родов.
Если нужен узкий специалист (офтальмолог, например), или специальное исследование – полис это обеспечивает?
Да, полис это покрывает. Главное, чтобы диагноз был страховым, и услуга не была указана в исключениях (читайте правила страхования по конкретному страховому продукту).
Могут ли отказать в ветпомощи по полису ветстрахования? Например, если животное ведет себя агрессивно или по другим не медицинскими причинам?
Отказать в ветпомощи по полису ВСЖ могут, если заболевание или состояние является исключением из страховой программы, или когда услуга не предусмотрена либо указана в исключениях из нее. Если животное ведет себя агрессивно, ветеринары постараются сделать все возможное, чтобы осмотреть его и оказать ему необходимую медицинскую помощь.
Если владелец животного видит, что ветеринарные специалисты не профессиональны (например, результаты анализов хозяин шлет проверенному ветеринару, и тот говорит, что лечение неадекватно), что делать? Жаловаться, менять клинику?
«Если хозяин сомневается в квалификации ветеринарных врачей или ему не понравилось отношение к нему или к его питомцу, можно попросить направить его в другую клинику», – говорит И. Корецкая.
Как происходит отбор врачей и клиник для работы с застрахованными питомцами? Он есть или выбирать не приходится?
Страховые компании сотрудничают с крупными провайдерами услуг для животных. Это дает возможность получать проверенную информацию от специалистов и не работать «наугад».
«Мы выбираем клиники, сотрудничающие с крупным провайдером – нашим партнером. Сейчас в Москве их около двухсот. В перечне отдельно помечены клиники, наиболее хорошо зарекомендовавшие себя в обслуживании животных и в работе по программам страхования. Отбор и обучение врачей – прерогатива клиники, однако страховая компания и провайдер со своей стороны обязательно контролируют и качество услуг, и уровень сервиса», – рассказывает И. Корецкая.
Редакция благодарит сотрудников компании «Ингосстрах» И. Корецкую, Т. Бугакову, Т. Емельянову и К. Асояна за помощь в подготовке материала.