Песьи проблемы решаемы: как кинологи PiBo создали полезную книгу для всех хозяев собак

В сентябре 2019 года свет увидела книга «Гладь, люби, хвали. Нескучное руководство по воспитанию собаки». Ее авторы — уважаемые в собачьем сообществе специалисты по поведению собак Анастасия Бобкова и Надежда Пигарева. Половина тиража современного руководства для хозяев разошлась еще до начала продаж. Питомцы Mail.ru публикуют интервью с девушками, в котором они рассказали про воспитание собак и их людей.

Про то, как все начиналось

Надежда Пигарева. Фотограф Ольга Филонова.

Надя: Я всегда любила собак, но никогда не хотела стать кинологом. В моем воображении кинологи — это отставные военные в засаленных штанах, камуфляжном жилете и с овчаркой на строгаче. В детстве в семье была такса, и в память о ней уже взрослая я купила щенка за 5000 рублей на сайте объявлений (никогда так не делайте). Мне «повезло» — пес оказался тревожным и агрессивным. Я не знала, что с ним делать, поэтому пошла на площадку к собачьей тренерке. Я хотела хоть что-то понять о дрессировке, но втянулась и подумала — а почему бы не заняться воспитанием собак профессионально?

Настя: Я всегда знала, что буду работать с собаками. Во времена моей юности еще не было специалистов по коррекции поведения собак, но мне хотелось работать именно со сложными случаями. Так что я еще в детстве придумала себе профессию — потом поступила в Тимирязевскую академию и начала строить планы, как стану специалисткой по коррекции поведения собак. Я представляла, как супергеройской походкой буду входить в жизни людей со сложными собаками и помогать им решать песьи проблемы. После Тимирязевки на всякий случай выучилась еще на человеческого психолога — путь к собакам все равно лежит через людей. Потом мы познакомились с Надей у тренерки из Петербурга, к которой Надя пошла перевоспитывать свою таксу.

Анастасия Бобкова. Фотограф Ольга Филонова.

Надя: Сначала мы работали у той тренерки. Юные, не нюхавшие песьего хвоста, мы нуждались в наставнице. Параллельно пять дней в неделю занимались прозаичным зарабатыванием денег. Наставница дрессировала больших собак на улице, а мы организовали филиал ее курсов для маленьких собак в теплом зале. У нас был договор — делиться клиентами. Мы свою часть договора выполняли, а она в какой-то момент «забыла» о своей части. Этот момент и некоторые профессионально-этические противоречия с тренеркой привели к тому, что мы решили сепарироваться и стать самостоятельными.

Про командную работу

Фотограф Ольга Филонова.

Надя: Осознание того, что вместе нам работается гораздо комфортнее, чем по отдельности, пришло быстро. Дело в том, что у нас разный склад ума. Настя может искать информацию, систематизировать большой объем данных от владельца и выделять то, с чем придется работать. А потом понятно объяснять людям, что происходит с их собакой и как это исправляется. Она аналитик.

Настя: А Надя — отличный логик. Она мгновенно замечает малейшую нестыковку в анкете клиента, которая потом приведет нас к причине собачьих проблем. Ее чутье помогает улавливать отступления от плана коррекции в работе хозяина собаки, которые обычным взглядом не заметишь. А еще Надя очень быстрая — более четкий практик, чем я. На занятиях она легко поправляет ошибки человека в работе с собакой, мгновенно реагирует на экстремальные ситуации. Перед консультацией мы читаем анкету клиента и замечаем разное: я анализирую ответы владельца собаки и сразу вычленяю главную мысль — в чем проблема тревожности пса, из которой следуют все остальные проблемы; а Надя смотрит на эмоциональный фон.

Любое отклонение, любой невроз у собаки имеет логику, каким бы странным случай ни казался. Если в каком-то неврозе есть маленькая логическая нестыковка — скорее всего, это говорит о том, что у собаки проблемы со здоровьем.
Надежда Пигарева

Надя: Каким-то внутренним чутьем я эту нестыковку замечаю.

Про собак

Фотограф Ольга Филонова.

Надя: Собака не человек. Казалось бы, это всем известно. Но основные ошибки хозяев при воспитании животных — следствие того, что на последних возлагают больше ответственности, чем они способны нести. Например, ругать собаку за хулиганства, которые случились, пока хозяина не было дома, бесполезно. Единственное, что она поймет — папка зол по непонятной причине. Значит, его надо опасаться. Собака тревожится по этому поводу — и хулиганит еще больше.

У собак слабо развито абстрактное мышление, они не способны вспомнить прошлое и осознать, что плохо поступили. Проступок, совершенный даже две минуты назад, — для них уже прошлое.
Надежда Пигарева

Настя: Еще стоит знать, что собаки не умеют мстить, делать назло, обижаться, испытывать благодарность и понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Никого же не удивляет, что собаки не умеют играть в шахматы. То же и с нормами человеческой морали и этики. Собакам они недоступны в силу того же отсутствия абстрактного мышления. Как научили, так и будет, потому что они живут ассоциациями. И песье воспитание — это создание правильных ассоциаций.

Надя: Нельзя здесь не привести наш любимый миф о собачьей доминантности. Памятку о том, что этот миф не имеет ничего общего с реальностью, мы бы раздавали всем собачникам. В интернете до сих пор учат, что от отсутствия твердой руки зверь сядет на шею и задоминирует всех домашних. Собаки — существа инфантильные. Они воспринимают хозяев как родителей. Бить их табуреткой по спине, чтобы поняли, кто здесь лидер, нет никакой необходимости. Достаточно просто объяснить правила жизни в семье и расставить границы. Где эти границы будут проходить, решать только хозяину. Пес не испортится от того, что его пустят спать в родительскую кровать или накормят со стола. Он лишь поймет, что в этой семье так делать можно — а вот, например, ставить лапы папке на плечи и гонять кота нельзя.

Фотограф Ольга Филонова.

Настя: Лучше начинать обучение с босоногого щенячества. Собаки в этом смысле ничем не отличаются от людей. Чем мы моложе, тем больше у нас способностей к обучению — и чем дольше учимся, тем легче нам эта учеба дается. Но это не означает, что взрослая собака непригодна для занятий. Так или иначе всю предыдущую жизнь она чему-то училась: искать вкусную сосиску на помойке, избегать подозрительных людей, «разговаривать» с сородичами. У нее формировались привычки и схемы поведения, это развивало мозг.

Нет ничего сложного в обучении даже бездомной собаки правилам, которые удобны новым хозяевам и обеспечивают безопасность песьей жизни в городе.
Анастасия Бобкова

Надя: При достаточной хозяйской мотивации и правильном подходе дрессируются даже пожилые собаки. Все еще жив миф о том, что взрослого пса не переделать. Выдумка, похоже, уходит корнями в способы работы кинологов-служебников. Они действительно дрессируют щенков, которые потом вырастают в рабочих собак, не имеющих права на ошибку. И это правильно. Но диванные шерстяные сынки, которых заводит большинство людей для любви, способны выучить необходимые команды в каком угодно возрасте.

Про главные ошибки хозяев

Фотограф Ольга Филонова.
Фотограф Ольга Филонова.
ПиБо

Настя: Начнем с того, что ошибаются все. Даже мы допустили кучу ошибок со своими первыми собаками. Но собака — это такая «удобная штука», которая многие ошибки в воспитании прощает. Особенно если у нее стабильная психика и хозяин, который ее искренне любит.

Надя: Нельзя, например, ругать за агрессию от страха. Это только вредит разрешению проблемы: собака боится и поэтому рычит или кусается, хозяин ругает ее за это — собака боится еще больше и кусается еще злее — и так до бесконечности. И, конечно, как уже сказали, недопустимо наказание постфактум.

Настя: Самая распространенная проблема, с которой к нам приходят, — нечистоплотность. Это не значит, что абсолютное большинство собак писают дома. Просто это тот вопрос, который сложнее всего решить без помощи специалистов. Хозяева по незнанию еще и усугубляют дело, ругая собаку за лужи и кучи в неположенных местах. Но нечистоплотность — это не вина собаки. В большинстве случаев лужи случаются из-за проблем со здоровьем или из-за «отношений в стае». Если пес прудит на любимое папкино кресло, это может свидетельствовать о том, что отношения с папкой разладились. Решая, что его хотят прогнать из стаи, питомец как бы приучает папку к своему запаху. Собаки и в природе так поступают, когда хотят, например, влиться в новую стаю.

Про книгу и ее миссию

Надя: Интернет наполняют бредовые статьи о доминировании над собакой как способе ее воспитания. Там же «эксперты» советуют наказывать любимца за лужи в неположенных местах и предупреждают, что спать с собакой в одной кровати — преступление. Подобные «истины» часто прописываются и в литературе по теме. Это сподвигло нас написать свою книгу, которая бы развенчала эти мифы.

Наша книга о том, как устроен песий организм с точки зрения взаимодействия с организмом человеческим. Она шире, чем пособие по дрессировке, поэтому подойдет всем: и тем, у кого дома уже живет собака, и тем, кто только планирует ее завести. Нашими читателями становятся даже люди, которые никогда не держали собак и не собираются. Они пишут, что купили себе экземпляр почитать-посмеяться.

Мы писали книгу для чтения на досуге — с примерами из жизни, как человек воспринимает животное другого вида и что из этого получается.
Надежда Пигарева

Настя: Собак совсем недавно начали воспринимать как компаньонов. К нам часто приходят клиенты, которым другие специалисты сказали, что ничего с их песиками сделать нельзя, они так и будут писать дома, отжирать руки и ломиться с поводка на прогулках. Хозяин падает духом, когда «профессионал» ему говорит, что на собаке можно поставить крест. С помощью нашей книги мы пытаемся донести мысль, что с любой собакой реально договориться и сделать ее жизнь и жизнь хозяев приятной и радостной.

Фотограф Ольга Филонова.

Надя: Людям должен кто-то объяснить, что их проблемы можно решить. В книге мы рассказываем о способах решения — причем так, чтобы нам поверили, попробовали сами, увидели эффект и пришли на занятия, если вдруг самостоятельно не до конца получается. На кону — удобство и безопасность городских собак и их хозяев. В книге мы так и написали: хотим больше осознанного собаководства вокруг. Это же так замечательно, если от собаки в доме исключительно радость и веселье.

Настя: С другой стороны, собачьих проблем много, а нас, специалистов, все еще мало. В книге же достаточно рецептов, как справиться в недочетами воспитания без привлечения профессионалов. Те, кто ее прочтут, возможно, откажутся от помощи специалистов, потому что поймут, как разрулить все самостоятельно — и у них это, скорее всего, получится. Так что нам останутся только те собаки и их люди, которым действительно нужен серьезный план коррекции и поддержка.

От идеи «не написать ли книгу» до приехавшего из типографии первого (и, надеюсь, не последнего) тиража прошел ровно год.
Надя

Настя: Мы решили, что книжный формат будет удобен и тем, кто воспитывает собаку, и тем, кто только собирается ее завести, но сомневается. В интернете сложно каждый раз искать новую статью для разных проблемных случаев, а в книге все логически скомпоновано и написано простым языком. Некоторые заводчики пообещали дарить нашу книгу будущим хозяевам щенков.

Про сборы, краудфандинг и будущее

Надя: Сначала даже не было идеи собирать деньги. Мы твердо решили сделать книгу во что бы то ни стало. Но читатели нашего блога оказали нам поддержку — вызвались поучаствовать в проекте, если на выходе у всех появится такая книга. Нас, конечно, это растрогало практически до слез.

Настя: Это, безусловно, мощный стимул для работы. Сомнений в том, что наша затея окажется нужной, не осталось совсем. Хотя сначала они были — ну кто в век соцсетей читает бумажные книги. Теперь, когда мы видим, как быстро тает напечатанный тираж, становится понятно, что такой книги очень не хватало.

Надя: О доходе речь не шла ни на каком этапе подготовки книги. Мы, конечно, наивные девушки, но понимаем, что на книгоиздании заработать в России практически невозможно. Единственный риск для нас — вдруг о книге не узнают те, кому она могла быть полезна. Но надеемся, что те, кто ее уже прочитал, расскажут тем, кому это еще предстоит.

Настя: Да, дохода от книги у нас не будет. Можно было бы говорить даже об убытках, если бы мы издавали ее за свой счет. Благодаря краудфандингу своих денег мы в книгу не вкладывали — только свой труд. А на труд нас вдохновляет идея изменить ситуацию с собаководством в России. Это значит, что собаки и их люди будут счастливее. Так что мы ни о чем не жалеем. Более того, хочется уже сесть и за вторую книгу — потому что нам есть о чем еще рассказать.

Подпишитесь на нас
Новости от Питомцы Mail.ru
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования