Кипр – мон аМУР. Откуда на Кипре столько кошек?

Вечером к площадке перед одним из супермаркетов Пафоса собираются несколько десятков кошек — ровно в девять им «сервируют» здесь ужин. Два кота пересекают проезжую часть. Водители почтительно тормозят, один из них громко говорит, причем по-русски: «Ну идите, Мурзики, вам зеленый!» И действительно, кошки на острове чувствуют себя хозяевами: с ними считаются и граждане Кипра, и туристы. Как так вышло? Рассказываем.

307

То ли сказка, то ли быль

В 326 году восьмидесятилетняя старица — мать римского императора Константина Великого, Елена (признанная впоследствии равноапостольной святой) — отправилась морем в Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью Христа. На обратном пути, уже в 327 году, корабль попал в бурю. По легенде, благодаря молитвам Елены мореплаватели доплыли до кипрского полуострова Акротири и благополучно сошли на берег. Тогда она основала в нескольких милях от современного Лимасола мужской монастырь святого Николая. Сейчас он известен как «кошачий монастырь».

Согласно преданию, от местных жителей будущая святая узнала, что уже 17 лет на острове засуха, и люди страдают от расплодившихся ядовитых змей. Тогда Елена распорядилась привезти на Кипр тысячу кошек из Египта и Палестины (по другой версии, приказ отдал ее сын, Константин Первый, и кошек привезли из Константинополя). Понятно, что, если древний или средневековый источник говорит «тысяча», имеется в виду просто «много», поэтому о точном количестве кошек можно только гадать. Кошек якобы поселили в монастыре, а заботу о них поручили монахам, «выделив на эти нужды бюджет».

О том, что и свои — местные — кошки на острове были, свидетельствуют находки при раскопках неолитических поселений. Так, в одной из могил археологи нашли тело — по всем признакам — обычного домашнего кота. Вероятнее всего, в годы жары и засухи многие из животных погибли, а часть в поисках пропитания ушли с побережья в покрытые лесами горы.

214

Породы? Не слышали

Практически все кошки на Кипре — короткошерстные метисы, по фенотипу похожие на египетских кошек. Однако в 2007 году местные фелинологи решили, что Кипр заслуживает признания собственной аборигенной породы, а то — и двух. Чтобы найти их типичных представителей, они стали исследовать диких кошек вдали от побережья и туристических мест — в горной местности, где много старых деревень, церквей, монастырей. Итогом их трудов стала разработка стандартов двух пород: кошка святой Елены (худенькая, «шпротная», остромордая) и Афродита (более пушистая, рыжая — правда, некоторые фелинологи видят в ней разновидность турецкой ангоры). В 2009 году международная судейская комиссия фелинологов оценивала несколько десятков кошек этих — пока еще не признанных — пород, и такими их и оставила. Кстати, держать кошек дома на Кипре не принято, но это касается местных жителей.

А некоторые представители многочисленной (несколько сотен тысяч человек) русскоговорящей диаспоры переехали на остров с домашними животными — в том числе породистыми, хотя привезти на Кипр своего питомца непросто.

Всех впускать, никого не выпускать!

На самом деле, не всех. Легально ввезти на Кипр можно только чипированную кошку со всеми собранными ветеринарными справками, подтверждающими наличие прививок и отсутствие инфекций. При этом усатого эмигранта сразу по прилету подержат на карантине, выжидая, не появятся ли у него признаки опасных заболеваний, после чего передадут хозяину. Это оправданно: при таком количестве кошек и их постоянном свободном контакте с людьми необходимо идти на строгие меры.

Казалось бы, при таком кошачьем перенаселении логично было бы не препятствовать вывозу местных кошек с острова, если турист нашел котенка или привязался к какой-нибудь кошке, и хочет ее «укотовить».

Однако на Кипре действует запрет на вывоз кошек — примерно, как запрет на вывоз кораллов из Египта, и даже в аэропортах страны об этом напоминают плакаты. 

Возможно, власти Кипра боятся, что кошек после выезда с Кипра может ждать судьба сувениров. В таком случае животное рискует оказаться на улице, но уже не в таком комфортном климате и доброжелательном к кошкам обществе.

Под защитой государства?

Есть миф, что на Кипре действует запрет на регулирование численности кошек. Это не так: питомцев периодически ловят и стерилизуют, только вот денег на это государство выделяет крайне мало и — не каждый год.

Так, в 2015 году после перерыва в несколько лет было выделено всего 10000 евро на весь остров, а в 2018 году — 75000 евро, причем это не регулярный бюджет, а разовый грант. Поможет ли такая сумма?

Для понимания проблемы: по неофициальным оценкам, кошек на Кипре более полутора миллионов.

Когда количество кошек в каком-то районе становится критическим, местные власти обращаются к общественным организациям, курирующим и пристраивающим кошек — таких здесь несколько. Они устраивают мероприятия — от дискотек и мастер-классов до благотворительных распродаж, средства от которых идут на стерилизацию и корм кошкам.

Одна из них — Malcolm Cat Protection Society, приют, основанный в 1980 году, на его страничке можно узнать, как устроен приют для кошек на Кипре.

029

Кошки — туристам

Интересно, что сейчас «кошачий монастырь» св. Николая стал женским, и его, по сути, возродили две монахини, прибывшие сюда в 1983 году. Никаких кошек там к этому времени не было: были змеи, и царило запустение.

Сейчас это одно из самых популярных у туристов мест: на небольшой территории живет около сотни кошек, и люди едут сюда не только с молитвами Николаю-чудотворцу, но и в гости к котикам.

На Кипре не принято выгонять кошек из кафе, и никто не осудит вас, если вы покормите мурлыку. Единственное «но»: не стоит верить мифу, что все кошки Кипра здоровы, так как государство занимается этим вопросом, — это не так. Большинство кошек не привиты, лишай у них тоже не редкость. Любуйтесь, не обижайте, подкармливайте, но не стремитесь к более тесному контакту.

Подпишитесь на нас
Новости от Питомцы Mail.ru
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования