Котоживопись: кошки глазами художников–авангардистов

Перед кошками не могли устоять даже те художники, которые перевернули законы живописи. Представляем знаковые шедевры разных времен, персонажами которых являются животные.

Мари Кассатт (Мэри Стивенсон Кэссетт)

«Сара, держащая кота».

Американо-французская художница-импрессионистка, мастер пастельной техники и борец за права женщин Мари Кассатт, конечно, не анималист. Животные на руках детей с ее картин — лишь способ больше рассказать о главном герое портрета. Но надо отдать должное: без кошек эти портреты просто не состоялись бы.

Пьер Огюст Ренуар

Слева — «Девушка с кошкой», справа — «Жюли Мане с кошкой».

Если бы Ренуар пригласил вас позировать для портрета, с большой долей вероятности у вас на коленях или рядом с вами оказалась бы кошка. «Их всего веселее писать», — эти слова мастера импрессионизма вспоминал его сын, кинорежиссер Жан Ренуар.

Такой далекий от классической живописи и реализма художник признавал: кошка на портрете придает человеку рядом чувственность, а восприятию зрителя — сентиментальность. Этот прием Ренуар и использовал. Так, свою любимую натурщицу (а в будущем — жену и мать его детей) Алин Шариго художник писал с кошками не однажды. Вот она вместе с кошкой смотрит куда-то вверх, вот — кормит грудью сына.

Слева — «Спящая кошка», по центру — «Спящая девушка с кошкой», справа — «Мальчик с кошкой».

Эдуард Мане

«Олимпия».

Если бы вы оказались в Париже в 1863 году, мимо вас не прошел бы скандал вокруг картины Мане «Олимпия». Общественность и коллег Мане возмутил факт преемственности сюжета полотна у великих Джорджоне и Тициана (сравните со «Спящей Венерой» и «Венерой Урбинской»), и изображением на роскошном ложе не богини, а современной жрицы любви. Мане назвали пошляком и извращенцем: его карьера едва не закончилась.

На картине «Олимпия» помимо женщины изображены еще два персонажа: чернокожая служанка и черная кошка. Последняя, не сразу заметна глазу. Питомец, кажется, сладко потягивается в ногах хозяйки, или готовится к нападению на ее недоброжелателей.

Черная кошка появится и на портрете мадам Мане, но там она мирно лежит на коленях исполненной достоинства матроны. Две женщины, две кошки — два полюса.

Пьер Боннар

Слева — «Маленькая дочка с котом», по центру — «Кошка», справа — «Белый кот».

Отдохнуть от скандалов можно с помощью умиротворяющих картин юриста по образованию и крупнейшего художника постимпрессиониста Пьера Боннара, который также известен как мастер гравюры, скульптор, иллюстратор книг.

Обычная жизнь на полотнах художника слегка идеализирована, но его можно понять: в отличие от большинства коллег по ремеслу он прожил счастливую жизнь с любимой женой и музой Марией в родной Франции, где так прекрасны сады, природа и...котики. Правда, есть мнение, что Боннар немного по-своему видел кошек. Чтобы это оценить, на картинах художника их надо еще отыскать, часто они «прячутся».

Пабло Пикассо

Слева — «Кошка, схватившая птицу», справа — «Кошка, пожирающая птицу».

Будь жив Пикассо, ему вряд ли бы пришлась по душе идея домашнего содержания кошек. Художник считал, что эти животные особенно прекрасны на воле.

У Пикассо особый «угол зрения»: он выхватывает только то, что вдохновляет, будоражит, манит. Пикассо написал целую «кошачью серию» картин на темы дикости, свободы и необузданности кошек. Как говорится, нервных просим отвернуться.

«Дора Маар с кошкой».

Кисти Пикассо принадлежит и портрет «Дора Маар с кошкой» — самой дорогой в истории картины с кошкой, проданной на аукционе Sotheby’s за $95 216 000 неизвестному покупателю.

Отношения Пикассо с фотографом Дорой Маар длились 9 лет. В 1941 году он пишет ее портрет в стиле синтетического кубизма. Непосвященных в историю их любви-ненависти картина шокирует: портрет двуликой женщины, сотканной из углов, ломаных линий и пятен, с руками, похожими на когтистые хищные лапы. У плеча главной героини — силуэт черного котенка. Когда-то поэт Поль Элюар, тоже влюбленный в Дору, сказал: «Пабло сумеет укротить эту дикую кошку», но ошибся. Кстати, кошка часто появлялась на самых известных фотографиях и самой Доры — например, на «Портрете Леонор Фини».

Пауль Клее

«Кошка и птица».

В 1937 году в Германии, на родине художника-экспрессиониста, нацисты провели выставку «дегенеративного искусства», где показали 17 работ Клее. Наряду с другими картинами авангардистов нацистская пропаганда отнесла их к антиклассическим, то есть признала опасным искусством. Пауль Клее рано покинул Германию и всю жизнь прожил в Швейцарии. Одна из самых знаменитых работ художника — «Кошка и птица», написанная в 1928 году,— находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А где же птица? Смотрите внимательно.

Энди Уорхол

Из альбома «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка».

Если бы вы оказались дома у основоположника коммерческого поп-арта (а это удавалось немногим, профессиональный «тусовщик» в жизни был очень закрытым), то обнаружили бы там... 25 сиамских котов. А может, 16. Впрочем, сколько их в точности, Энди не знал, — просто периодически покупал новых. Питомцев художник называл одним именем: Сэм. Их изображения вошли в его альбом 1954 года «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка», и котов там как раз 16 (не спрашивайте). Надписи имен кошек сделала мама Энди — Джулия. Интересно, что несмотря на то, что дом художника был полон зверей, Энди рисовал кошек с фотографий (считается, что основой стали снимки фотографа кошек Уолтера Чандоха из Нью-Йорка).

Из альбома «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка».
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования