Женщины с лопатами
«В первый весенний выходной день три девочки (Лена, Женя и я) собрались и пошли откапывать собак приюта от снега. Мы копали снег, таскали снег, ломали лед, возили лед. В итоге откопали от снежных гор семь вольеров, выгуляли двадцать пять собак, обработали сто собак приюта от паразитов и ползком добирались до машин, чтобы ехать по домам. Было сделано много. Нам помогало весеннее солнышко и радостные моськи собак! Присоединяйтесь! Сегодня было круто! В следующий раз встречаемся 10 марта».
Так написала на своей страничке в соцсети Эльвира — волонтер частного калужского приюта для собак «Душа бродяги», где живут примерно 1500 собак. Приют не получает государственного финансирования. Команда состоит из десятка добровольцев, которые занимаются всем — от закупок корма и сена до ветеринарного обслуживания, ремонта, пиара и пристройства животных. Работают и мужчины, и женщины. Последние — наравне с мужчинами.
«Приют стареет: он был создан восемь лет назад, и если многим собакам было, например, пять лет, то теперь им тринадцать — и мы буквально “зашиваемся” с лечением старичков, — рассказывает Эльвира. — Я трачу на посещение приюта восемь часов в неделю — плюс по два часа ежедневно: посты, пиар, сборы на нужды. Пять раз в ушедшем году ездила с нашими собаками на выставки-пристройства в Москву. Некоторым собакам нужно сложное лечение в московских клиниках у профильных специалистов — приходится находить на это средства и везти».
По словам Эльвиры, в год находят дом от сорока до шестидесяти собак. Многие ждут годами, многие проводят в приюте всю жизнь, и у них одна радость — их девочки-волонтеры.
Женщины с сачком и переносками
Одним морозным зимним вечером, когда в Тульской области вовсю бушевал циклон с мужским именем Ваня, ровно в 22:00 из пункта А в пункт Б выдвинулись две женщины: одна с сачком наперевес, другая — с переноской под мышкой. Выглядели они достаточно безумно, чтобы прохожие обходили их по большой дуге. Но прохожих не было: Ваня всех распугал.
«Одновременно в тот же пункт из других мест города Новомосковска выдвинулись еще две сумасшедшие, — рассказывает участница и идейная вдохновительница странного путешествия Ульяна. — Кто с чем мог — кто со второй переноской, кто с великими познаниями в размерах ячеек сетей и опытом ловли на блесну».
Дело было в том, что по местным пабликам расходились посты о несчастных замерзающих и почти заметенных снегом котах, которые жили у магазина на окраине города. Внутрь их, как водится, не пускали. Забрать тоже никто не мог. Наступил критический момент: ночь с Ваней они могли не пережить.
«Я позвонила подруге Лене и спросила: не скучно ли тебе, девица, не хочешь ли прогуляться в такую чудную погодку?» — смеется Ульяна.
Когда приехала вторая партия «охотниц» — Галина и Лариса — один из снежных котиков, видимо, уже от отчаяния сам зашел в переноску на приманку — еду.
«Мне кажется, из переноски он потом орал: "Что так долго ждать-то вас надо?!" — говорит Ульяна. — Второго котика изловили сачком: операция "Дуремар" прошла успешно».
Назад Лену и Ульяну везла девушка-таксистка, которая ни слова не сказала, когда женщины уселись к ней в машину с двумя огромными переносками.
Спасенные снеговики оказались котиком и кошкой, их назвали Цукатом и Хурмой. Их отвезли в зоогостиницу, в которой уже совсем не было мест — одну кошечку пришлось потеснить, но две спасенные жизни того стоили. Красавец Цукат уже нашел дом и не вспоминает ни бездомную жизнь, ни тесный бокс зоогостиницы. Хурма все еще в поиске и ждет, когда же за ней придут, но уже без сачка.
Женщины с паштетом
Ноябрьским вечером в поезд «Москва — Ярославль» сели две женщины и собака. Билеты брали в последний момент, поэтому им достались боковушки у туалета — «все, как мы любим», как вспоминает ту поездку одна из них, Олеся.
«Цель визита» — крупный полосатый кот с грустным лицом — прибился на дачах к родителям второй путешественницы, Елены. Люди в возрасте сами на спасательную операцию не решились, а тут ударили морозы и выпал снег. Долго не думали: надо ехать!
«Когда мы туда добрались, он как будто нас ждал — прибежал сразу, моментально пошел на ручки, слопал две банки паштета, — рассказывает Олеся. — Осмотрели его, и стало понятно, что приехали мы вовремя: половины зубов нет, охотиться он не может, а уже разъехались даже самые стойкие дачники, и кормить его совсем некому».
Котик оказался невероятно ласковым и радовался буквально всем — людям, переноске, но особенно — паштету и теплу, в которое его тут же поместили.
Гоша Шпротыч оказался не юным, но и не старым котом пяти-шести лет. Если бы не Лена, Олеся и примкнувший к ним коржик Финик, кот не пережил бы зиму: он явно уже пострадал от собак, хроническое воспаление во рту уже начинало влиять на другие органы, есть ему было нечего. В Москве его вылечили и определили на квартирную передержку, которая вскоре стала его домом — расставаться с ним не захотели.
От автора
Шесть лет своей журналистской жизни я пишу о животных и людях, которые их спасают и лечат. В моей записной книжке — две сотни номеров волонтеров из России и Беларуси, и 99 процентов этих номеров принадлежат женщинам. Это их руками разгребаются «нехорошие квартиры» с пресловутыми сорока «бабушкиными кошками», это они забирают с улицы пищащие коробки с котятами и щенками, это им удается объединиться в команды помощи породистым животным... Примите поздравления — мои и редакции Питомцы Mail.ru. Пусть ваши права соблюдаются, пока вы отстаиваете право на жизнь братьев наших меньших. И пусть к вам присоединяются самые достойные мужчины. С праздником.